Порядок определения сметной стоимости строительства установлен статьей 8.3 Градкодекса Российской Федерации. В ней указано, что сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц с государственным участием определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены ФРСН, и сметных цен строительных ресурсов.
Согласно пункту 33 статьи 1 Градкодекса РФ сметные нормативы — это сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм.
Таким образом, получается, что после вступления в силу статьи 8.3 Градкодекса РФ единичные расценки не являются сметным нормативом, и на основании них нельзя определять сметную стоимость строительства. Что же делать? Расценки есть, а сметных цен нет.
Для этого был издан Федеральный закон от 26.07.2017 № 191-ФЗ, частью 1 статьи 3 которого было установлено, что сметные нормативы, расценки, цены, методические и другие документы, которые включены в ФРСН до 30.09.2017 или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 03.07.2016, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:
-утверждение и включение в ФРСН сведений о сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Градкодекса РФ;
-размещение в ФГИС ЦС сметных цен строительных ресурсов, определенных Минстроем России по результатам мониторинга цен строительных ресурсов.
Сметные нормативы, к которым относятся сметные нормы и методики, уже утверждены Минстроем России и размещены в ФРСН. Таким образом первое условие закона выполнено.
Размещение во ФГИС ЦС информации о сметных ценах строительных ресурсов осуществляется в соответствии с порядком проведения мониторинга цен строительных ресурсов, который установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452. В соответствии с указанным постановлением начиная с I квартала 2023 года во ФГИС ЦС размещается информация о сметных ценах строительных ресурсов и об индексах к ГОСР.
Таким образом, размещение для субъекта Российской Федерации в ФГИС ЦС информации о сметных ценах строительных ресурсов и об индексах к ГОСР является выполнением второго условия части 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2017 № 191-ФЗ.
Следовательно, субъект Российской Федерации для которого размещены сметные цены строительных ресурсов и индексы к ГОСР (сметные нормы и сметные цены в базе на 01.01.2022 размещены для всех субъектов РФ), считается перешедшим на РИМ.
В связи с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2023 № 717 по договорам об экспертном сопровождении заключённым с Учреждением после 01.09.2023 года допускается проведение оценки соответствия изменений, внесённых в результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы.
Подача заявления на оказание услуги «Экспертное сопровождение до направления проектной документации» осуществляется в соответствии с временным порядком, разработанным специалистами технической поддержки ЕЦПЭ, размещённом на сайте Учреждения в разделе «Услуги» - «Экспертное сопровождение до направления проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу».
Различают два вида экспертного сопровождения:
- экспертное сопровождение до направления проектной документации на государственную экспертизу;
- экспертное сопровождение в отношении изменений, внесённых проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы.
В первом случае в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2023 № 717 экспертное сопровождение может осуществляться по решению застройщика или технического заказчика. Экспертное сопровождение осуществляется органом исполнительной власти или организацией, уполномоченными на проведение экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, на основании договора о проведении экспертного сопровождения.
Во втором случае в соответствии с требованиями Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 государственная экспертиза в форме экспертного сопровождения проводится исключительно при наличии положительного заключения государственной экспертизы, выданного в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Данная услуга оказывается той же организацией, которая проводила первичную государственную экспертизу.
Если сметная стоимость строительства не превышает 10 млн. руб., застройщик или технический заказчик, по собственной инициативе, могут направить проектную документацию на государственную или негосударственную экспертизу (подпункт 2) пункта 3.3. статьи 49 Градостроительного кодекса РФ).
По инициативе заявителя консультационная услуга может осуществляться на любой стадии: на пред проектной стадии, на стадии разработки проектной документации, либо на стадии разработки рабочей документации.
Консультационная услуга осуществляется в электронной форме с использованием личного кабинета заявителя (ЛК) в автоматизированной информационной системе «Экспертиза онлайн», размещенной на сайте ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» https//www.kgexpert.ru/.
ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» является единственным поставщиком на оказание услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий на территории Краснодарского края (Постановления главы администрации КК от 16.11.2007 г. №1067).
Заключение контрактов с ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» возможно, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, так как полномочия на проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий установлены в соответствии со ст.49 Градостроительного кодекса РФ.
Представленные для проведения проверки сметной стоимости документы, разработанные по нескольким объектам, расположенным по разным адресам, не могут быть рассмотрены в рамках одного заявления о проведении проверки сметной стоимости (Приказ департамента строительства КК от 10.07.2019 № 163).
Проектная документация, при загрузке её на государственную экспертизу, должна быть подписана электронно-цифровыми подписями, лицами участвующими в её разработке.
В случае невозможности обеспечения лиц, осуществлявших подготовку проектной документации, электронной подписью, оформляется ИУЛ (пункт 6, 7 приказа Минстроя России от 12.05.2017 № 783/пр).
Все документы, представляемые в электронной форме, подписываются руководителем организации заявителя или уполномоченным им лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (пункт 18 положения утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145).