Зарегистрируйтесь на сайте госуслуг

2868

Прием документов для проведения проверки сметной стоимости на бумажном носителе осуществляется в  кабинете 515 по предварительной записи по тел. 8(861)274-98-42

Уважаемые заказчики!

 

Обращаем Ваше внимание, что с 15.10.2019 ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» осуществляет прием заявлений в «новом личном кабинете».

Заявления, поданные до 15.10.2019, находятся в «старом личном кабинете» для этого перейдите по следующей ссылке "lkz.kgexpert.ru"

 

 

Сообщение от 17.09.2019

Сборники цен на строительные ресурсы по Краснодарскому краю

Опубликован сборник текущих средних сметных цен Краснодарского края - ИАМ СТССЦ на 3 квартал 2019 года.

 

 

Сообщение от 06.09.2019

 

Управлением кадровой политики проводится краевой конкурс управленцев «Лидеры Кубани – движение вверх!» , целью которого является выявление кадрового потенциала для привлечения на управленческие должности в социальной, экономической и общественно-политической сферах, в органы государственной власти, органы местного самоуправления Краснодарского края, а также осуществление государственной поддержки перспективных специалистов, обладающих высоким уровнем развития лидерских качеств и упарвленческих компетенций.

 

Подробно с условиями участия в конкурсе, его организацией , порядком проведения можно ознакомиться на сайте лидерыкубани.рф.

Ссылка на аудиоролик

 

Сообщение от 22.07.2019

Уважаемые заказчики!

Доводим до вашего сведения, что начиная с 23.07.2019 ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" приступит к осуществлению "проведения проверки сметной стоимости работ на объектах капитального и некапитального строительства, не предусмотренных статьей 8.3. Градостроительного кодекса РФ"

в соотвествии с приказом:

приказ Департамента строительства Краснодарского края от 10.07.2019 №163

 Положение о порядке проведения проверки сметной стоимости работ на объектах капитального и некапитального строительства, не предусмотренных статьей 8.3. Градостроительного кодекса РФ

Прием документов осуществляется в кабинете 515 по предварительной записи по тел.:274-98-42

 

 Сообщение от 03.07.2019

Во избежание недоразумений и получения отрицательных заключений, тщательно проверяйте информацию, предоставляемую в электронной форме.

Обращаем ваше внимание, электронные документы и информационно-удостоверяющие листы к ним, предоставляемые в ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности сметной стоимости (как на стадии подачи документов на проведение экспертизы, так и при предоставлении ответов об устранении недостатков) должны соответствовать формату электронных документов согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.05.2017 №783/пр.  

Для предоставления электронных документов информационно-удостоверяющий лист на бумаге должен быть подготовлен в соответствии с формой, приведённой в Приложении В ГОСТ 2.051-2013.

 

Шаблон: Информационно-удостоверяющий лист

 

Номер п/п

 

Обозначение документа

Наименование изделия, наименование документа

Версия

Номер последнего изменения

(1)*

(2)*

(3)*

(4)*

(5)*

MD5

(6)

(7)

Примечание

(8)*

(9)*

(10)

Разработал

(11)*

(12)*

(13)*

(14)*

Проверил

(11)*

(12)*

(13)*

(14)*

(11)*

(12)*

(13)*

(14)*

Н. контроль

(11)*

(12)*

(13)*

(14)*

Утвердил

(11)*

(12)*

(13)*

(14)*

Информационно-удостоверяющий лист

(15)*

Лист 1

Листов

(16)*

(17)*

Укажите в графах информационно-удостоверяющего листа:

в графе 1*: Порядковый номер документа при оформлении нескольких документов в одном УЛ одновременно. При оформлении УЛ на один документ графу не заполняют;

в графе 2*: Обозначение электронного документа (тома), для которого выполняется данный информационно-удостоверяющий лист;

в графе 3*: Наименование документа (объекта и тома), для которого выполняется данный информационно-удостоверяющий лист;

в графе 4*: Версия документа;

в графе 5*: Номер последнего изменения в электронном документе (томе);

в графе 6: Алгоритм расчета контрольной суммы (MD5);

в графе 7: Контрольная сумма (значение, рассчитанное из последовательности данных путем применения алгоритма MD5);

в графе 8*: Наименование папки на электронном носителе, содержащей файл документа (тома), наименование файла документа (тома);

в графе 9*: Дата и время последнего изменения электронного документа (год, месяц, день, часы, минуты, секунды);

в графе 10: Размер файла документа (тома) (в байтах);

в графе 11*: Характер работ, выполняемых лицами, подписывающими документ (том);

в графе 12*: Фамилии лиц, подписывающих документ (том);

в графе 13*: Собственноручная подпись лица, фамилия которого указана в графе 12;

в графе 14*: Даты подписания документа (тома) лицами, фамилии которых указаны в графе 12;

в графе 15:* Обозначение информационно-удостоверяющего листа, составленное из обозначения документа (тома), для которого выполняется информационно-удостоверяющий лист, символа «дефис» и кода «УЛ»;

в графе 16*: Порядковый номер листа с информационно-удостоверяющими листами;

в графе 17*: Общее количество листов с информационно-удостоверяющими листами;

 

Указание сведений, отмеченных символом*, является обязательным.

 

Полученный в результате этих действий бумажный документ представляет собой бумажный подлинник информационно-удостоверяющего листа для электронного документа (тома) проектной документации или отчётной документации по результатам инженерных изысканий.

 

Пример заполнения информационно-удостоверяющего листа:

 

Номер п/п

 

Обозначение документа

Наименование изделия, наименование документа

Версия

Номер последнего изменения

1

ТОМ 1. 01-01-ПЗ

Проектирование детского сада № 1 в

г. Краснодаре

по ул. Победы 1.

Проектная документация.

Раздел 1. Пояснительная записка.

2

1

MD5

 

АВ5С3АВСD123RR45G365HKU12A

Примечание

Проектная документация.

Раздел 1. Пояснительная записка.

ТОМ 1. 01-01-ПЗ

12.01.2017 г., 8:00:11

123954

Разработал

Иванов

 

12.01.2017

Проверил

Петров

 

12.01.2017

ГИП

Сидоров

 

13.01.2017

Н. контроль

Васечкин

 

14.01.2017

Утвердил

Засечкин

 

15.01.2017

Информационно-удостоверяющий лист

ТОМ 1. 01-01-ПЗ-УЛ

Лист 1

Листов

 

 

**Руководитель                      печать                                           подпись

 

**В случае передачи информационно-удостоверяющего листа «Заказчику» для дальнейшего предоставления ИУЛ на государственную экспертизу, данный ИУЛ подписывается руководителем организации, заверяется оттиском печати организации подготовивший эту документацию.

 

 

Сообщение от 10.06.2019

 

Сборники цен на строительные ресурсы по Краснодарскому краю

 

Опубликован сборник текущих средних сметных цен Краснодарского края - ИАМ СТССЦ на 2 квартал 2019 года.

 

Сообщение от 21.03.2019

Сборники цен на строительные ресурсы по Краснодарскому краю

Опубликован сборник текущих средних сметных цен Краснодарского края - ИАМ СТССЦ на 1 квартал 2019 года.

 

 

Сообщение от 11.12.2018

Уважаемые заказчики, обращаем Ваше внимание!

с 01 января 2019 года ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» прием проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также проведения проверки достоверности сметной стоимости будет осуществляться в новом личном кабинете.

 

Обращаем Ваше внимание!

В период с 25 декабря по 29 декабря 2018 года будут проводиться технические работы по настройке личного кабинета. В связи с этим, подача документов для проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также проведения проверки достоверности сметной стоимости, будет невозможна.

 

Сообщение от 11.12.2018

Сборники цен на строительные ресурсы по Краснодарскому краю

Опубликован сборник текущих средних сметных цен Краснодарского края - ИАМ СТССЦ на 4 квартал 2018 года.

 

Сообщение от 15.11.2018

В разделе "Разъяснения, распоряжения, письма" опубликовано новое письмо

ФГБУ ВНИИПО МЧС России -разъяснение о серификатах Письмо 2969-13-1-03 от 03.07.2014- скачать документ

 

Сообщение от 04.09.2018

Сборники цен на строительные ресурсы по Краснодарскому краю

Опубликован сборник текущих средних сметных цен Краснодарского края - ИАМ СТССЦ на 2 квартал 2018 года.

 

Сообщение от 07.08.2018

Обращаем внимание!

 

В связи с участившимися обращениями в адрес ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» о выдаче заключения, предусмотренного частью 3.5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сообщаем следующее.

 

В соответствии с частью 7 статьи 52 Кодекса отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Внесение изменений в проектную документацию в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства может осуществляться физическими или юридическими лицами, ранее осуществившими подготовку проектной документации объекта капитального строительства. В исключительных случаях застройщиком или заказчиком могут быть привлечены иные физические или юридические лица, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование.

 

На основании пункта 44 Положения, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы, или при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства. Проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, по инициативе застройщика или технического заказчика может быть направлена повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу в случае внесения в нее изменений в части технических решений, которые не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.

 

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с требованиями части 3.5 статьи 49 Кодекса, подтверждением того, что изменения, внесенные в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, является заключение органа исполнительной власти или организации, проводивших экспертизу проектной документации, в которую внесены изменения. При этом подготовка указанного заключения осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

 

Таким образом, до вступления в законную силу Приказа Минстроя России, орган исполнительной власти или организации, проводивших экспертизу проектной документации, в которую внесены изменения, выдавать заключение подтверждающее, что изменения, внесенные в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, не имеет правовых оснований.

Учитывая изложенное, до вступления в силу Приказа Минстроя России, решение о том, затрагивают ли внесенные в проектную документацию изменения конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства, принимает застройщик (заказчик) по согласованию с лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, которые в соответствии со статьей 60 Кодекса несут ответственность по возмещению вреда, причиненного вследствие недостатков работ по подготовке проектной документации.

 

Сообщение от 17.07.2018 г

 

ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» информирует заказчиков о том, что приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 11.07.2018 года № 253 внесены изменения в приказ департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 10 апреля 2017 года    № 102 «Об утверждении типовых форм задания на проектирование объектов капитального строительства и методических рекомендаций по подготовке задания на проектирование объектов капитального строительства в Краснодарском крае».

 

Обращаем внимание на то, что вносимые изменения исключают из числа должностных лиц, которые согласовывают задания на проектирование, руководителя ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза».

Скачать приказ.

 

Сообщение от 31.05.2018 г

Выпущен "Сборник текущих средних сметных цен Краснодарского края" в уровне цен по состоянию на II квартал 2018 год

 

Сообщение от 29.05.2018 г

 Напоминаем, что с 1 июля 2018 года не допускается выдача заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением государственной тайны) до включения сведений о таком заключении в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ) (в соответствии п.7.1 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.5 постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2017 г. №878). Процедура внесения информации в ЕГРЗ и получения реестрового номера (регистрация) занимает два дня, что обуславливает необходимость обеспечить полную готовность заключения также за два рабочих дня до окончания срока проведения государственной экспертизе (например, на 58 день при максимальном сроке 60 дней).

 

В целях недопущения нарушения сроков проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в соответствии с п. 6.1 приказа ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» от 12 января 2018 года № 26-п «О сроках подготовки заключений государственной экспертизы проектной и (или) результатов инженерных изысканий, сроках подготовки заключений о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объекта культурного наследия», с 18 июня 2018 года прием ответов на замечания экспертов, а также дополнительной документации прекращается за 10 рабочих дней (для экспертизы сроком 60 дней) до даты окончания проведения экспертизы.

 

 

Сообщение от 13.04.2018 г

Во избежание недоразумений и получения отрицательных заключений, тщательно проверяйте информацию, предоставляемую в электронной форме.

 

Обращаем ваше внимание, электронные документы и информационно-удостоверяющие листы к ним, предоставляемые в ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности сметной стоимости (как на стадии подачи документов на проведение экспертизы, так и при предоставлении ответов об устранении недостатков) должны соответствовать формату электронных документов согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.05.2017 №783/пр.  

 

Для предоставления электронных документов информационно-удостоверяющий лист на бумаге должен быть подготовлен в соответствии с формой, приведённой в Приложении В ГОСТ 2.051-2013.

  

 

Сообщение от 27.12.2017 г.

Публикация административный регламента ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» государственной услуги

«Проведение проверки достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской федерации, средств юридических лиц, созданных Российской федерацией, субъектами Российской федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований в уставных(складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов»

Утвержден приказом департамента строительства Краснодарского края №287 от 14.12.2017 г.

Загрузить регламент

 

Сообщение от 25.09.2017 г.

 

26 сентября 2017 вступает в силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 783/пр «Об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства»

 

Приказом установлены требования к форматам электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства. Исключение составляют лишь случаи, когда в документах содержатся сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

С 1 января 2018 года при представлении документов для проведения государственной экспертизы исключение будут составлять только случаи, когда такие документы содержат сведения, составляющие государственную тайну.

 

Также с 1 января 2018 года в электронном виде должны представляться документы и для проведения негосударственной экспертизы.

 

Для получения услуг электронные документы представляются в виде файлов в формате xml (xml-схемы, за исключнием случаев, установленных пунктом 3 Требований Приказа от 12.05.2017 №783).

 

Соответствующие xml-схемы подлежат размещению на официальном сайте Минстроя России и вводятся в действие по истечении трех месяцев со дня размещения.
В случае отсутствия на официальном сайте Минстроя России xml-схемы подлежащей использованию, электронные документы представляются в следующих форматах:
а) doc, docx, odt – для документов с текстовым содержанием, не включающим формулы;
б) pdf – для документов с текстовым содержанием, в том числе включающих формулы и (или) графические, а также документов с графическим содержанием;
в) xls, xlsx, ods – для сводки затрат, сводного сметного расчета стоимости строительства, объектных сметных расчетов (смет), локальных сметных расчетов (смет), сметных расчетов на отдельные виды затрат.

 

При этом к формированию таких документов установлен ряд требований, в соответствии с которыми они должны:

 

а) формироваться способом, не предусматривающим сканирование документа на бумажном носителе;

 

б) состоять из одного или нескольких файлов, каждый из которых содержит текстовую и (или) графическую информацию;

 

в) обеспечивать возможность поиска по текстовому содержанию документа и возможность копирования текста (за исключением случаев, когда текст является частью графического изображения);

 

г) содержать оглавление (для документов, содержащих структурированные по частям, главам, разделам (подразделам) данные) и закладки, обеспечивающие переходы по оглавлению и (или) к содержащимся в тексте рисункам и таблицам;

 

д) формироваться для каждого раздела (подраздела) проектной документации и содержать в названии слова «Раздел ПД №», а также «подраздел ПД №» (для подраздела в составе раздела) с указанием порядкового номера раздела, подраздела;

 

е) не превышать предельного размера в 80 мегабайт (в случае превышения предельного размера, документ делится на несколько, название каждого файла дополняется словом «Фрагмент» и порядковым номером файла, полученного в результате деления).

 

Представляемые электронные документы должны быть подписаны лицами, обладающими полномочиями на их подписание в соответствии с законодательством Российской Федерации, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

 

Также установлены дополнительные требования к порядку подготовки отдельных электронных документов путем сканирования оригиналов документов, выданных и подписанных на бумажном носителе, а также к порядку формирования и подписания информационно-удостоверяющего листа.

 

Сообщение от 04.09.2017 г.

Подготовлен:
Сборник цен на строительные ресурсы по Краснодарскому краю
 3 квартал 2017 год

 

Сообщение от 01.09.2017 г.

Опубликованы изменения к Сборнику цен на строительные ресурсы по Краснодарскому краю
 2 квартал 2017 год (Издание 3)

Сборник текущих средних сметных цен Краснодарского края.(18,2Мб.)

 

Сообщение от 16.08.2017 г.

Публикация письма в разделе "Нормативы, разъяснения, распоряжения, письма, доклады"

 

Министерство стоительства и ЖКХ Российской федерации №27291-ЮР/09 от 01.08.17 - скачать документ

 

Сообщение от 07.07.2017 г.

В рамках проводимой реформы института саморегулирования в строительстве с 1 июля 2017 года вводятся национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования и национальный реестр специалистов в области строительства (далее-национальный реестр специалистов), в которых будут содержаться сведения о высококвалифицированных специалистах. Их должностные обязанности строго регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее -Кодекс) и не могут выполняться иными работниками.

 

Каждый член саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с 1 июля 2017 года должен иметь в штате по основному месту работы специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, сведения о которых включены в соответствуюгций национальный реестр специалистов. При этом в случае, если индивидуальный предприниматель или руководитель юридического лица самостоятельно организует выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, сведения о нем также должны содержаться в национальном реестре специалистов.

 

Кроме того, к членам саморегулируемьгх организаций, выполняющих работы на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 г. № 559 установлены повышенные требования к минимальному количеству специалистов, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов.

 

Ведение национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, осуществляется Национальным объединением изыскателей и проектировщиков (адрес: 119019, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21, эт. 11 и 18, тел. +7 (495) 984-21-34, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., официальный сайт: www.nopriz.ru), а ведение национального реестра специалистов в области строительства осуществляется Ассоциацией «Национальное объединение строителей» (адрес: 123242, г. Москва, ул. Малая Грузинская, д. 3, телефон горячей линии +7 (495) 987-31-48, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., официальный сайт: www.nostroy.ru).

 

 

Сообщение от 06.07.2017 г.

Публикация письма в разделе "Нормативы, разъяснения, распоряжения, письма, доклады"

Министерство стоительства и ЖКХ Российской федерации №23028-СМ/09 от 30.06.17 - скачать документ

 

Сообщение от 31.05.2017 г.

Подготовлен:
Сборники цен на строительные ресурсы по Краснодарскому краю
 2 квартал 2017 год

 

Сообщение от 15.05.2017 г.

Приказ Росстандарта  от 10.05.2017 № 932 О внесении изменений в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. № 365 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"

Скачать приказ

 

 

Сообщение от 04.05.2017 г.

Проект приказа департамента строительства Краснодарского края «Об утверждении административного регламента предоставления государственным автономным учреждением Краснодарского края «Управление Краснодарской краевой государственной экспертизы проектов территориального планирования, проектов строительства и инженерных изысканий» (ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза») государственной услуги «проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов».
Экспертные заключения, подготовленные по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проекта приказа (далее-заключения) могут быть поданы в электронной и письменной форме.
Дата начала и окончания приема заключений: с 03.05.2017 по 05.06.2017.
Разработчик проекта приказа: начальник управления правового обеспечения – Видинеев Виталий Геннадьевич.
Почтовый адрес для направления заключений:350014, г. Краснодар, ул. Красная, д. 35.
Контактный телефон: 253-45-60, факс 253-48-04


Адрес электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Скачать проект приказа

Сообщение от 14.02.2017 г.

 

ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» уведомляет заказчиков о том, что в соответствии частью 2 статьи 8.3. Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов», постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.01.2017 года № 38, а также в связи с ликвидаций ГБУ КК «Управление ценообразования в строительстве» и регистрацией изменений в Устав автономного учреждения, с 14 февраля 2017 года осуществляет проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов.

 

Дополнительно информирует о том, что согласно постановлению Правительства РФ от 23.01.2017 г. № 51, вступившим в законную силу 03 февраля 2017 года, документы для проведения проверки сметной стоимости представляются в форме электронных документов, а при наличии в документах сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, - на бумажном носителе.

 

При представлении документов для проведения проверки сметной стоимости в форме электронных документов, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» соблюдаются следующие условия:

 

электронные документы подписываются лицами, обладающими полномочиями на их подписание в соответствии с законодательством Российской Федерации, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, предусмотренной Федеральным законом «Об электронной подписи»;

 

формат электронных документов должен соответствовать требованиям, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

 

Сообщение от 12.12.2016 г. 

Уважаемые заказчики!

 ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» еженедельно по четвергам (в 11.00) проводит обучающие семинары «Государственная экспертиза проектной документации и (или) инженерных изысканий в электронном виде».

Программа семинара:

-   нормативные правовые акты для проведения государственной экспертизы в электронном виде;

- требования к подготовке и форматам предоставляемых документов для получения госулуги в электронном виде;

-  разъяснение по вопросам работы с личным кабинетом заявителя на сайте учреждения и работы с Единым порталом госулуг.

 Записаться на семинар необходимо по тел.274-98-44, либо отправив заявку по эл.почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Сообщение от 01.09.2016 г.

Уважаемые заказчики!

ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» уведомляет заказчиков государственной экспертизы о том, что в соответствии постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 г. № 1330 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145» с 1 января 2017 года предоставление проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также иных документов, необходимых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий предусматривается только в электронной форме. Требования к формату электронных документов, предоставляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий изложены в приказе Минстроя РФ от 21.11.2014 № 728/пр. Данные требования необходимо учитывать при формировании заданий на выполнение проектных и изыскательских работ по объектам капитального строительства, планируемым к реализации начиная с 2017 года.

Загрузить

 

Сообщение от 26.08.2016 г.

Административный регламент ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» государственной услуги «Государственная экспертиза проектов документации и (или) результатов инженерных изысканий»

Утвержден приказом департамента строительства Краснодарского края №193 от 26.08.2016 г.

Загрузить регламент

 

Сообщение от 20.02.2016 г.

Публикуем резолюцию Всероссийского совещания организаций государственной экспертизы от 30.10.2015 г.

-

РЕЗОЛЮЦИЯ

Всероссийского совещания организаций государственной экспертизы

г. Москва

30 октября 2015 г.

ФАУ «Главгосэкспертиза России» совместно с Ассоциацией экспертизы строительных проектов и при поддержке Минстроя России провело Всероссийское совещание организаций государственной экспертизы.

В работе совещания приняли участие представители федеральных органов власти, организаций государственной экспертизы строительных проектов федерального и регионального уровня, организаций экспертизы из Республики Казахстан и Республики Беларусь, общественных организаций (более 200 человек).

Целью совещания являлось обсуждение актуальных вопросов, касающихся проведения государственной экспертизы на федеральном и региональном уровне, дальнейшее развитие методологической и нормативно-правовой базы.

На сегодняшний день в области проведения государственной экспертизы активно внедряются современные подходы к управлению, используются организационные, правовые, экономические, финансовые, информационные и другие инструменты, способствующие повышению качества услуг.

Участники Всероссийского совещания организаций государственной экспертизы решили:

1.            Поддержать предложение по проведению совещания на регулярной основе не реже одного раза в год.

2.            Рекомендовать Минстрою России:

2.1.        Поддержать    предложение, касающееся подготовки единых стандартов порядка и сроков проведения экспертизы и предоставления услуг в электронном виде.

2.2.        Подготовить предложения по внесению изменений в часть 42 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающие возможность переподчинения региональных организаций государственной экспертизы непосредственно главам

соответствующих субъектов Российской Федерации с целью устранения конфликта интересов между органами исполнительной власти и учреждением государственной экспертизы.

2.3.        Разработать требования по ведению единой информационной базы выданных заключений всеми организациями экспертиз, включая негосударственные, и поручить её ведение ФАУ «Главгосэкспертиза России».

2.4.        Подготовить новый методический документ по определению стоимости объектов капитального строительства (взамен МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории России»), соответствующий действующим нормативно-правовым актам, регулирующим градостроительную деятельность, и отвечающий современным экономическим условиям.

2.5.        Разработать единую концепцию перехода на оказание услуг, предоставляемых организациями по проведению государственной экспертизы в электронном виде:    в ФАУ «Главгосэкспертиза России» - с 1 сентября 2016 г., в уполномоченных организациях субъектов Российской Федерации - с 1 января 2017 года.

2.6.        В рамках мероприятий, направленных на решение проблем недостаточного финансового обеспечения деятельности государственных организаций по проведению экспертизы в условиях кризисных явлений в экономике и нехватки квалифицированных кадров, признать целесообразным расширение форм и механизмов взаимодействия между организациями по проведению государственной экспертизы, в том числе посредством ведения единого реестра государственных экспертов, а также реализации «пилотных» проектов по отработке форм организационного, технологического и финансового взаимодействия.

Начальник   ФАУ «Главгосэкспертиза России»  И.Е. Манылов   

Президент  Ассоциации экспертиз строительных проектов И.Е. Горячев

Скачать Копию

 

 

Сообщение от 18.02.2016 г.

 

ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» уведомляет заказчиков государственной экспертизы о том, что Федеральным законом от 29.12.2015 г. № 402-ФЗ «О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в часть 4 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ внесены изменения, согласно которым, градостроительные планы земельных участков в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, расположенных на территории Краснодарского края, могли предоставляться в органы государственной экспертизы только до 31 декабря 2015 года.

 

Согласно разъяснениям Минрегиона и Минстроя России (письма № 14652-АВ/02 от 06.06.2011 г. и № 4729-ЮР/09 от 24.02.2015 г.), после вступления в силу Федерального закона № 41-ФЗ, действующим законодательством не предусматривается возможность подготовки и утверждения градостроительных планов земельных участков (далее - ГПЗУ), предназначенных для размещения линейных объектов, а предусматривается подготовка и разработка только проектов планировки и межевания территории. Подготовка и утверждение ГПЗУ, предназначенных для размещения линейных объектов, выдача положительных заключений государственной экспертизы проектной документации линейных объектов, разработанной на основании ГПЗУ, а также выдача разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию линейных объектов, на основании ГПЗУ, выданных после 20 марта 2011 года не допускается.

 

Сообщение от 17.02.2016 г.

 

        ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» уведомляет заказчиков государственной экспертизы о том, что в соответствии постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 г. № 1330 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145» с 1 января 2017 года предоставление проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также иных документов, необходимых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий предусматривается только в электронной форме. Требования к формату электронных документов, предоставляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий изложены в приказе Минстроя РФ от 21.11.2014 № 728/пр. Данные требования необходимо учитывать при формировании заданий на выполнение проектных и изыскательских работ по объектам капитального строительства, планируемым к реализации начиная с 2017 года.

Сообщение от 28.01.2016 г.

         4 - 5 февраля 2016 года в п. Домбай, Карачаево-Черкесской Республики состоится совещание руководителей экспертиз членов АЭСП Юга России.

 Повестка дня:

 1.Обсуждение вопросов выносимых на отчётно-перевыборные собрания членов АЭСП России, проводимое на 26 февраля 2016 года в г. Москва.

2.Обсуждение деятельности организаций за 2015 год и наиболее актуальных вопросов текущей деятельности, систематизированных по результатам опроса организаций Юга России.

3.Обсуждение кандидатур в руководящие органы АЭСП.

4.Разное.

Ответственный за мероприятие – начальник РГАУ «Управление государственной экспертизы в строительстве Карачаево-Черкесской Республики» - Текеев И.И.


Сообщение от 21.01.2016 г.

ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» сэкономила свыше 5,3 млрд.руб. бюджетных средств

 В 2015 году ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза»  выдано 434 положительных заключений государственной экспертизы, финансирование которых осуществляется из бюджетных средств.  Экспертами учреждения снижена изначально завышенная заявленная сметная стоимость более чем на 9%. Их заявленная первоначальная сметная стоимость равна 59,3 млрд.руб. Этот показатель в результате корректировки проектов сократился на 5,37 млрд.руб.

Кроме того, сотрудниками учреждения была выполнена проверка сметной документации по объектам, финансируемым из внебюджетных источников (собственные средства). Снижение первоначально заявленной сметной стоимости составила 631,35 млн.руб.

     За 12 месяцев 2015 года ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» рассмотрено 736 единиц проектно-сметной документации, из них, в соответствии с решениями Межправительственной комиссии по социально-экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Абхазия,  проведена экспертиза объектов капитального строительства Республики Абхазия в количестве 182 положительных заключений.

 

Административный регламент ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» государственной услуги «Государственная экспертиза проектов документации и (или) результатов инженерных изысканий»

Утвержден приказом департамента строительства Краснодарского края №193 от 26.08.2016 г.

Загрузить регламент

 

Приказ №223 от 19.10.2016 о внесении изменений в приказ департамента  строительства Краснодарского края №193 от 26.08.2016 г.

ТИПОВЫЕ ОШИБКИ, допускаемые при сдаче проектной документации на экспертизу:

1. Проектная документация представлена не в полном составе, в нарушение требований Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87.

2. Отсутствует необходимая исходно-разрешительная документация:

- копия утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

- копии технических условий на присоединение проектируемого объекта к инженерным сетям и коммуникациям.

- копия задания на проектирование.

- копия задания на выполнение инженерных изысканий.

- копии свидетельств о допуске к работам по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, выданных лицам, выполнившим инженерные изыскания и осуществившим подготовку проектной документации.

3. Не предоставлены документы, подтверждающие право владения, пользования земельным участком, на котором предполагается осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

4. Не представлен документ, подтверждающий полномочия заявителя действовать от имени застройщика с правом заключения, изменения, исполнения, расторжения договора о проведении государственной экспертизы (доверенность) (в случае, если заявитель не является застройщиком).

5. Отсутствуют результаты инженерных изысканий для строительства, либо их невозможно использовать для решения проектных задач в связи с давностью их получения (прошло более 3-х лет от окончания изысканий до начала проектирования) (п. 5.2. Свода правил (СП) от 14.10.1997 № 11-105-9).

6. Отсутствует проектная документация, разработанная в отношении отдельных объектов, нанесенных на схеме планировочной организации земельного участка и указанных в экспликации зданий и сооружений как проектируемые.

7. Не представлена документация по техническому обследованию зданий и сооружений, подлежащих реконструкции, расширению, техническому перевооружению.

8. Невыполнение требований оформления проектной документации при внесении изменений в проектную документацию, ранее получившую положительное заключение государственной экспертизы (корректировка проектной документации):

- в наименовании проектной документации (на титульных листах, в штампах) отсутствует указание на произведенную корректировку проекта.

- не представлено дополнительное задание на корректировку проекта.

- отсутствует корректирующая пояснительная записка с обоснованием изменений первоначально принятых технических решений, уточненные технико-экономические показатели проекта с учетом их изменений в результате корректировки.

- отсутствует общий состав проекта, включающий все разделы проектной документации, разрабатываемые в отношении проектных материалов по корректировке.

- внесение изменений в проектную документацию в связи                                       с корректировкой выполнено с нарушением положений ГОСТ Р 21.1101-2009 (раздел 7 «Правила внесения изменений»).

9. Заявление о проведение государственной экспертизы оформлено без указания необходимых сведений в соответствии с Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 №145.

10. Отсутствует перечень предоставляемой на экспертизу документации.

11. Имеются разночтения по наименованию объекта капитального строительства, указываемому в заявлении о проведении государственной экспертизы, в исходно-разрешительной и проектной документации.

12. Задание на проектирование, задание на выполнение инженерных изысканий не содержит дату составления, отсутствуют подписи заказчика и представителя проектной организации.

Задание на проектирование не согласовано с территориальным органом социальной защиты населения (по производственны и непроизводственным объектам).

 13. Не представлена справка с указанием источников финансирования работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства.

 14. Текстовые и графические материалы оформлены с нарушением требований ГОСТ Р 21.1101-2009, в частности, листы проектной документации не содержат подписи исполнителей.

 15. Представлены сметы на проектные работы, не соответствующие проектным решениям, стоимость изготовления проектной документации в сметах рассчитана без учета требований действующих Справочников базовых цен на проектные работы для строительства, рекомендованных Минрегионом России.

Административный регламент ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» государственной услуги

«Проведение проверки достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской федерации, средств юридических лиц, созданных Российской федерацией, субъектами Российской федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований в уставных(складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов»

Утвержден приказом департамента строительства Краснодарского края №287 от 14.12.2017 г.

Загрузить регламент

Перечень

наиболее часто встречающихся «типовых» ошибок при проектировании

 

Общие вопросы. Пояснительная записка.

 

1. Отсутствует комплексный подход при корректировке отдельных разделов проектной документации по замечаниям экспертизы.

2. Исправления в проект вносятся не в соответствие ГОСТ Р 21.1101-2009

3. Наименования Объекта в заявке, задании на проектирование, доверенности Заявителя и на титульных листах разделов документации – разнятся.

4. Технико-экономические показатели в заявке и задании на проектирование разнятся.

5. Предоставляются доверенности без необходимых полномочий, часто не заверенные соответствующем образом - «мокрой» печатью.

6. Состав и содержание разделов проектной документации не соответствует требованиям Постановления правительства РФ №87 от 16.02.2008г.

 

Схема планировочной организации земельного участка.

 

1. В составе исходных данных отсутствует Градостроительный план земельного участка или его копия.

2. Объекты проектирования и расчётные элементы благоустройства размещаются в нарушение требований ч. 1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ за границами предоставленного земельного участка, указанного в Градостроительном плане.

3. Не разрабатывается текстовая часть раздела.

4. Неправильно определяется количество жителей проектируемых жилых домов для последующего расчета площадок дворового благоустройства в соответствии с Нормами Градостроительного Проектирования Краснодарского края.

5. Не соблюдение нормативных площадей детских площадок, физкультурных, хозяйственных площадок при проектировании жилой застройки в соответствии со СНиП 2.07.01-89*.

6. Не соблюдение санитарных разрывов от спортивных площадок до жилых домов.

7. Не соблюдение нормативного количества автостоянок для общественных зданий и гостевых автостоянок для жилых домов в соответствии с Постановлением ЗСК КК от 24.06.2009 г. № 1381-П и СНиП 2.07.01-89*.

8. Не соблюдение санитарных разрывов от автостоянок до жилых домов и общественных зданий по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

9. Пожарные проезды и объезды вокруг проектируемых зданий выполнены шириной менее норматива 6 м.

 

Архитектурные решения.

1.Ошибка проектировщиков в определении того, какие национальные стандарты и своды правил относятся к обязательным, а какие к рекомендательным по распоряжению Правительства РФ от 21.06.2010 г. № 1047-р.

2.Не соблюдение норм инсоляции в жилых помещениях, как проектируемых, так и затенённых от проектируемого здания или сооружения согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01.

3.Не обеспечена вентиляция и проветривание технических этажей. Не соответствует количество (площадь) продухов в техподпольях и чердаках.

4.В проекте выполнены простенки на балконах менее 1,2 м для эвакуации жильцов во время пожара.

5.Расстояние между лестничными клетками (как путей эвакуации) больше нормативного.

6.Материал ограждения лестничных клеток и дверей не отвечает пожарным требованиям.

7.Крепления санитарных приборов и трубопроводов непосредственно к межквартирным стенам СНиП 31-01-2003.

8.Для маломобильных граждан не решен вопрос эвакуации из цокольных и подвальных этажей.

9.В общественных зданиях для маломобильного населения нарушаются нормативы эвакуации при пожарах.

10.Наименование объекта и его проектные решения не соответствуют наименованию объекта в исходно-разрешительной документации: в Градостроительном плане, в Постановлениях органов местного самоуправления, в Задании на проектирование, в Технологическом задании.

11.Отсутствие в проектной документации исчерпывающего cостава проектной документации, изложенного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1101-2009, вследствие чего невозможно оценить правильность принятых решений.

12.Одному объекту присваиваются разные наименования .

13.В основных строительных показателях отсутствует показатель «Количество этажей».

14.Не выполняются требования по обеспечению доступа маломобильных групп населения (МГН). Раздел 10.

15.При индивидуальном проектировании жилых домов игнорируются требования по устройству на 1-ом этаже, в подвале или цокольном этаже кладовой уборочного инвентаря.

16.Не соответствие состава и количественных значений ТЭП, приведённых в Разделах: 2 (ПЗУ); 3 (АР) – ТЭП (общих), приведённых в Разделе 1 (ПЗ).

 

 

Конструктивные и объемно-планировочные решения.

 

1.Для оценки надежности устройства фундаментов отсутствуют в проекте максимальные усилия, приложенные к сваям (фундаментам) в основном и особом сочетаниях нагрузок.

2.Принятое проектом испытание свай динамической нагрузкой не соответствует требованиям п. 9.7 СП 50-102-2003 (при наличии просадочных грунтов). В проекте дать указание на проведение испытаний статической вдавливающей нагрузкой с локальным замачиванием грунта или представить результаты ранее выполненных подобных испытаний в аналогичных условиях на данной площадке.

3.Согласно п. 6.7.12 и 6.8.4 СП 14.13330.2011, стыкование продольной арматуры колонн внахлест не допускается.

4.Согласно статьям 5 и 6 №384-ФЗ, при проектировании ветровую и снеговую нагрузки следует принять по СНиП 2.01.07-85*.

5.Согласно п. 6.11.3 СП 14.13330.2011, в зданиях с ненесущими наружными стенами (перекрестно-стеновая конструктивная схема) должно быть не менее 2-х внутренних продольных стен.

6.Марка комплекта чертежей КЖ не соответствует требованиям п. 4.1.1 ГОСТ Р 21.1101-2009.

7.Согласно п. 6.4.14 СП 22.13330.2011, расчет деформаций основания, следует выполнить с учетом вторичной консолидации органоминеральных и органических грунтов.

8.В проекте отсутствует указание о предоставлении авторскому надзору документов, подтверждающих возможность применения конструкций вентилируемых фасадов (с облицовкой керамогранитом) для зданий высотой до 75 м (включительно) в сейсмических районах.

9.Длина температурных блоков значительно превышает допустимую величину, допускаемую для применения без проведения расчета на температурные воздействия (п. 1.19 “Пособие по проектированию бетонных и железобетонных конструкций из тяжелых и легких бетонов без предварительного напряжения арматуры (к СНиП 2.03.01-84)“). Представить вышеуказанные расчеты для блоков.

10.При наличии агрессивной твердой среды (см. отчет по инженерно-геологическим изысканиям), согласно п. 1.1 СНиП 2.03.11-85, необходимо предусмотреть первичную защиту строительных конструкций, соприкасающихся с грунтом.

11.В соответствии с требованиями п. 5.1.3 СНиП 52.01.2003 необходимо указывать морозостойкость бетона железобетонных конструкций, подвергающихся действию отрицательных температур.

12.В проекте не указана агрессивность среды в которых эксплуатируются надземные стальные и ж.б. конструкции. Группа антикоррозионной защиты назначается без привязки к агрессивности среды.

 

Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений.

 

Электротехническая часть.

1.Отсутствуют технические условия энергоснабжающих организаций (предоставляют ТУ от организаций не являющихся собственниками электроэнергии) или с истекшим сроком действия в нарушения п.10 «б» Положения о составе проектной документации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.

2.Отсутствует исходно-разрешительная документация на линейные объекты электроснабжения объектов в нарушение п.34 «б» Положения о составе проектной документации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.

3.Отсутствует текстовая часть раздела проекта в нарушение п.16 Положения о составе проектной документации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.

4.Расчет электрических нагрузок выполняется в нарушение п.п.6.9, 6.27, 6.28, 6.31 СП31-110-2003. В текстовой части проекта отсутствуют таблицы расчетных электрических нагрузок рабочего и аварийного режимов.

5.Отсутствует учет электроэнергии при питании от общего ввода нескольких потребителей, обособленных в административно-хозяйственном отношении, в нарушение п.16.3 СП31-110-2003.

6. Отсутствуют принципиальные схемы распределительных щитов в нарушение п.16 Положения о составе проектной документации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.

7.Отсутствует принципиальная схема электроснабжения электроприемников в нарушение п.16 Положения о составе проектной документации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 и значения падения напряжения согласно п.11.6 СП31-110-2003 и значения токов однофазного короткого замыкания согласно п.7.1.33 ПУЭ.

8.Не учитываются в расчетных электрических нагрузках нагрузки кондиционирования.

9.В линейных объектах объем выполняемых работ выходит за пределы полосы отвода и превышает требования технического задания на проектирование.

 

Система водоснабжения.

1.Отсутствует гидрогеологическая характеристика, по которому проходят проектируемые сети водопровода (п. 3 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87).

2.В задании на проектировании не определено назначение проектируемых наружных сетей водопровода (хозяйственно-питьевой, хозяйственно-питьевой-противопожарный, противопожарный).

3.Для возможности установки пожарных гидрантов подтвердить в проекте сведениями ТУ, надежную обеспеченность водой проектируемых сетей водопровода (сети кольцевые, напор воды в точке подключения).

 

Система водоотведения.

1.Суточный объём сточных вод превышает разрешенный, указанный в технических условиях в 5,6 раза.

2. Отсутствуют ведомость объемов работ и спецификация оборудования для определения достоверности сметной стоимости согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации № 6625-ВБ/08 от 25.02.2010.

 

Отопление, вентиляция и кондиционирование.

1.На планах отсутствуют категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и противопожарные клапаны на воздуховодах, обслуживающих категорированные помещения в соответствии с п.6.54 СП7.13130.2009 (п.6.1.8 ГОСТ 21.602-2003).

2.В проекте не указана степень огнестойкости транзитных воздуховодов систем общеобменной вентиляции и систем противодымной защиты (подраздел 19 «к» «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства РФ №87 от 16.02.2008).

3.При теплоносителе с температурой более 90°С в системе отопления используются трубопроводы из полимерных материалов, что противоречит п.6.1.2 СНиП 41-01-2003.

4.Установка отопительных приборов на лестничных клетках, выступающих от плоскости стен, предусмотрена на высоте менее 2,2 м от поверхности проступей и площадок, что противоречит п.5.18 СП 7.13130.2009.

5.На отопительных приборах размещенных в фойе, коридорах и лестничных клетках, где имеется опасность замерзания теплоносителя, установлена регулирующая арматура в нарушение п.6.5.13 СНиП 41-01-2003.

6.В тамбурах с наружной дверью установлены отопительные приборы в нарушение п.6.5.6 СНиП 41-01-2003.

7.В помещениях электрощитовой и насосной не предусмотрены системы отопления и вентиляции (п.13.4 СП 31-110-2003, п.5.10.12 СП 5.13130.2009).

8.Через электротехнические помещения запроектирована транзитная прокладка трубопроводов отопления и теплоснабжения, в нарушение п.6.4.2 СНиП 41-01-2003.

Тепловые сети.

1.Не указаны расчетные тепловые потоки для объектов, теплоснабжение которых предусматривается от проектируемых тепловых сетей (п.2.1 ГОСТ 21.605-82*).

2.Для сетей горячего водоснабжения применяются стальные водогазопроводные трубы без цинкового покрытия, в нарушение п.10.4 СНиП 41-02-2003.

3.В тепловых камерах и на вводе в здания при подземной прокладке в непроходном канале следует предусмотреть вставки из негорючей тепловой изоляции согласно п.11.4 СНиП 41-02-2003.

 

 

 

Проект организации строительства.

1.ПОС дополнить сводной ведомостью об источниках получения, расстояниях и способов доставки материалов, согласно п. 38 «г» «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.

2.Исключить восстановление существующих ограждений, так как они попадают под строительство новых дорог.

3.Исключить временный подъезд на территорию существующей НС, как не подтвержденный заданием на проектирование.

4.Устройство сети В1 выполнить за пределами ограждения водопроводных сооружений (п. 10.36 СНиП 2.04.02-84*). Временное сплошное ограждение из профлиста исключить.

5.В пояснительной записке отсутствуют затраты труда на выполнение строительно-монтажных работ (п. 38 «ж» «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87).

 

Проект организации по сносу (демонтажу) линейного объекта.

1.Разборку конструкций существующего моста, существующей канализации, существующего барьерного ограждения, существующего тротуара, существующих дорожных знаков, существующих сигнальных столбиков, существующей дорожной одежды подтвердить актом демонтажных работ с указанием процента износа, утверждённым госзаказчиком.

2.Объемы работ по разборке покрытий, выполняемые за пределами границы отвода земельного участка, исключить из состава проекта.

3.Указать места и дальность вывоза строительных отходов и металлолома согласно п. 39 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.

 

Перечень мероприятий по охране окружающей среды.

1.В разделе не указано точное расстояние до обустроенных мест приема и утилизации отходов, на которых имеется возможность обращения со строительными отходами, образующимися в процессе строительства.

2.В разделе отсутствует характеристика видов и объемы образующихся отходов на период строительства объекта.

3.В разделе не указаны способы использования (переработки), обезвреживания, транспортировки и размещения отходов образующихся в период строительства.

4.В разделе отсутствуют мероприятия по охране растительного и животного мира (п. 25, 40 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87).

5.В разделе отсутствуют мероприятия по рациональному использованию общераспространенных полезных ископаемых, используемых при строительстве (п. 40 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87).

6.В разделе не указано, производится ли вырубка зеленых насаждений. В случае вырубки зеленых насаждений следует выполнить пересчетную ведомость, которую необходимо согласовать с органом муниципального управления.

7.Мощность снятия плодородного слоя почвы при производстве технической рекультивации подтвердить почвоведческими исследованиями (пункт 2, ГОСТ 17.4.3.02-85).

8.Рекультивация нарушенных земель в проекте не предусмотрена в объеме пункта 5 ГОСТ 17.5.3.04-83.

9.В разделе отсутствуют сведения о местах хранения отвалов растительного грунта, а также местонахождении карьеров, резервов грунта, кавальеров (п. 40 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87).

10.Проектом не предусмотрено уничтожение (запечатывание) почвы (п.11 Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания, утвержденной приказом МПР России от 28.04.2008 № 107).

11.Проектом не предусмотрено химическое загрязнение почв, несанкционированное размещение отходов, порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля (п.2 Методики исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом МПР России от 08.07.2010 № 238).

12.В разделе ПМООС отсутствуют расчёты максимального и эквивалентного уровней шумового воздействия на период эксплуатации объекта (на перспективу). Представить расчёты транспортного шума на дистанции замера (расчёта) равной 7,5 м (п. 5.4 СНиП 23-03-2003). Представить расчёты проникающего уровня шума, в период эксплуатации объекта (на перспективу) в соответствии с табл. 1 СНиП 23-03-2003. Чётко указать расположение расчётных точек. При расчёте учесть примечание 2 к табл.1 СНиП 23-03-2003.

13.В разделе отсутствует ситуационный план (карта-схема) района строительства с указанием на нем границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, рекреационных зон, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, мест обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, а также мест нахождения расчетных точек (подпункт «г» пункт 25 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87).

14.В проекте отсутствует расчетная санитарно-защитная зона от существующей котельной до проектируемого жилого дома на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и расчетов физического воздействия (уровни шума), согласно пп.1 примечаний п. 7.1.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

15.Подтвердить указанные в расчетах выбросов загрязняющих веществ фоновые концентрации справкой от «Краснодарского краевого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в соответствии с пп. 7.2 п. 7 ОНД-86.

16.Не выполнен расчет уровня шума. Расчет выполнить в соответствии с фактическим расположением жилой застройки, предусмотреть комплекс шумозащитных мероприятий, обеспечить соблюдение нормативных уровней шумового воздействия в соответствии с таблицей 3 Санитарных норм 2.2.4/2.1.8.562-96.

17.В проекте следует выявить все источники образования отходов при строительстве и эксплуатации объекта и в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов от 02.12.2002 № 786 представить полный список образующихся отходов.

18.В проекте указывается о сбросе очищенных поверхностных вод на период эксплуатации ливневой канализации в магистральный канал оросительной системы. Согласно подпункту 4.7 п. 4 СанПиН 2.1.5.980-00 к отведению поверхностного стока в водные объекты предъявляются такие же требования, как к сточным водам. В соответствии с подпунктом 6.11 п. 6 СанПиН 2.1.5.980-00 следует установить нормативы предельно допустимого сброса веществ в водный объект (ПДС), которые утверждаются в органах государственной санитарно-эпидемиологической службы.

19.На генеральном плане в разделе ПМООС не обозначены автостоянки для встроенных офисных помещений и обеспечить соблюдение санитарных разрывов от них до площадок отдыха и занятий физкультурой в соответствии с требованиями табл. 7.1.1. п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

20.В соответствии с подпунктом 6.11 п. 6 СанПиН 2.1.5.980-00 следует установить отсутствующие в проекте показатели предельно допустимого сброса веществ в водный объект (ПДС), которые утверждаются в органах государственной санитарно-эпидемиологической службы, либо представить санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора на используемую установку для очистки воды, с указанием соответствия нормативных правил.

21.Не представлено Свидетельство о допуске к выполнению проектных работ (СРО) с перечнем разрешенных видов проектных работ организации разработавшей раздел ПМООС (п. 4 статьи 48 Градостроительного кодекса).

22.В составе данного раздела не представлены решения по вывозу и утилизации отходов образующихся в процессе демонтажных работ согласно п. 24 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.

23.В нарушение п. «б» подраздела 25 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 не указаны максимальные приземные концентрации выбросов загрязняющих веществ с учетом фона на период строительства и эксплуатации.

24.Не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение по гигиенической оценке почвы участка строительства проектируемых объектов в нарушение п. 3.1, 4.10, 4.11 СанПиН 2.1.7.1287-03.

25.Не представлено заключение о соответствии норм радиационного контроля на участке строительства в нарушение п. 6.14 СанПиН 2.1.7.1287-03.

26.В разделе ПМООС отсутствуют проектные решения по водоснабжению и водоотведению. В разделе указано, что ливневые сточные воды отводятся на рельеф местности, в нарушение п. 8.3 подраздела 8 СНиП 2.07.01-89* (в городах отвод поверхностных сточных вод осуществляется, предусматривая дождевую канализацию закрытого типа).

27.В нарушение п. «б» подраздела 25 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 в разделе ПМООС не указаны мероприятия по сбору, использованию, транспортировке и размещения отходов на период строительства и эксплуатации объекта.

28.Представить сертификаты соответствия с указанием уровня шумозащиты на устанавливаемые окна.

29.В разделе ПМООС не указаны мероприятия по охране атмосферного воздуха в нарушение п. «б» подраздела 25 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.

 

 

Сметный отдел

Сводный сметный расчёт.

1.В соответствии с приказом Росстроя от 02.07.2007 № 188 следует выполнить два сводных сметных расчёта: в уровне цен на 01.01.2000 и в текущем уровне цен, в которых все затраты, начиная с первой главы сводного сметного расчёта указаны в базисном и в текущем уровне цен на основании данных локальных (объектных) смет. Сводный сметный расчёт выполнить по образцу № 1 приложения № 2 МДС 81-35.2004, учитывая п.3.25-3.26, 4.76-4.77 методических указаний. Наименование и номенклатуру глав сводного сметного расчёта принять в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87. В случае отсутствия объектов, работ и затрат, предусматриваемых соответствующей главой сводного сметного расчёта, эта глава пропускается без изменения номеров последующих глав.

2.В главе 12 «Проектные и изыскательские работы» не учтены затраты на проектные работы и изыскательские работы, подтвержденные сметами, выполненными по образцу № 2п приложения №2 МДС 81-35.2004 и включить их в состав сметной документации. Стоимость проектных и изыскательских работ в главе 12 выделить раздельно (п.4.89 МДС 81-35.2004). При переводе стоимости проектных и изыскательских работ из текущего уровня цен в базисный уровень цен 2001г. применить индексы того уровня цен, в котором составлены сметы на проектные и изыскательские работы. Стоимость проектных и изыскательских работ в уровне цен на 01.01.2000 определить обратным счётом от базисной стоимости 2001г. при помощи коэффициентов, учитывающих соотношение индексов роста цен с 01.01.2000 по 01.01.2001: для проектных работ – к= ___, для изыскательских работ – к= ___ (письма Госстроя России). Расчёт затрат на проектные и изыскательские работы в уровне цен на 01.01.2000 указать в соответствующих строках главы 12 (графа 3). Для подтверждения полноты учёта затрат на проектно-изыскательские работы в состав сметной документации включить сводную смету на проектные и изыскательские работы по образцу № 1пс приложения № 2 МДС 81-35.2004 с указанием соответствующих фамилий и инициалов, подписей, печатей заказчика-инвестора и исполнителей работ;

3.В главе 12 учесть затраты на экспертизу проектной документации учесть согласно счёту ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза», который включить в том сметной документации. При переводе стоимости экспертизы из текущего уровня цен в базисный уровень цен 2001 года применить коэффициент, отражающий инфляционные процессы с 1 января 2001г., определяемый по данным «Краснодарстат» за 2001-2010 годы для 2011 г. в размере Кi= ___. Стоимость экспертизы в базисном уровне цен на 01.01.2000 определить обратным счётом от базисной стоимости экспертизы 2001г. при помощи индекса потребительских цен по данным Госкомстат к= ___. Расчёт указать в соответствующей строке затрат на проведение экспертизы.

4.Проектным решением конкретизировать местоположение вывоза демонтируемых конструкций (полигон ТБО, база вторчермета, промбаза подрядной организации), согласовать гос.заказчиком и в случае необходимости (данных лаборатории) предусмотреть утилизацию отходов.

5.В сводном сметном расчёте в базисном уровне цен 2001г. значение затрат по уплате НДС не учитывать. Основание: письмо Главгосэкспертизы России от 11.10.2006 № 10-2/1947.

6.Сводные сметные расчёты заверить печатью и подписью с указанием соответствующих фамилий и инициалов руководителя проектной организации, главного инженера проекта, начальника отдела и заказчика-инвестора для подтверждения всех прочих затрат по соответствующим главам сводного сметного расчёта (образец № 1 приложения №2 МДС 81-35.2004).

 

Локальные сметные расчеты.

7.Представленные прайс-листы, включенные в том «Объектные и локальные сметы», следует сброшюровать в отдельный том и согласовать с заказчиком-инвестором с указанием должности, фамилии и инициалов, подписи, заверенной печатью. Во второй графе локальных смет «Обоснование» по позициям стоимости ресурсов, принятой по прайс-листам, необходимо выполнить ссылку на номер страницы, стоимость в прайс-листе, включенная в смету, должна быть выделена. Прайс-листы на стоимость оборудования и материалов представить в рублевом эквиваленте, основание: Федеральный закон РФ от 10.07.2002 (редакция от 19.10.2011 с изм. от 21.11.2011) № 86-ФЗ ст. 27, 30, 82. Размеры транспортных и заготовительно-складских расходов по материалам, принятым по прайс-листам, следует учесть по ежеквартальному сборнику средних цен на материалы, изделия и конструкции ГБУ КК «Управление ценообразования в строительстве» «Общие положения» таблица 1). Основание: письмо ГБУ КК «Управление ценообразования в строительстве» от 31.08.2011 № 1718-П. Начисление транспортных и заготовительно-складских расходов для материалов и оборудования учесть построчно по позициям смет, выполнив строку ценообразования. Затраты на транспортные и заготовительно-складские расходы оборудования учесть по установленным нормам согласно п. 4.48-4.70 МДС 81-35.2004, при этом не начисляя затраты на комплектацию, запчасти, тару и упаковку, учтённые в стоимости по прайс-листам. На всех прайс-листах отразить вопрос начисления НДС и стоимостные показатели в рублёвом эквиваленте.

8.Нумерацию объектных сметных расчётов (локальных сметных расчётов), результаты вычислений и итоговые данные в сметах откорректировать в соответствии с п. 3.25-3.26 МДС 81-35.2004. Локальные сметные расчёты выполнить по образцу № 4 приложения № 2 МДС 81-35.2004. В грифе всех локальных сметных расчётов указывать конкретное основание для составления сметы – том №…, чертёж №…(спецификация, ведомость объемов работ).

9.Все локальные сметные расчёты выполнить в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000. Пересчёт стоимостных показателей из базисного уровня цен в текущий уровень цен указать в итоговых показателях по всей смете, указав индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ. Построчно указывать в локальных сметах текущий уровень цен неправомерно.

10.При применении индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ к статьям прямых затрат, к нормативам накладных расходов и сметной прибыли применение коэффициентов 0,85 и 0,8 в соответствии с письмом Минрегионразвития от 21.02.2011 № 3757-КК/08 указать в итоговых показателях по смете только в текущем уровне цен. Применение данных коэффициентов построчно к расценкам в базисном уровне цен, неправомерно.

11. При применении индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ Исмр к итоговому значению локальных смет, исключить применение понижающих коэффициентов к накладным расходам и сметной прибыли (0,85 и 0,8), так как индекс изменения стоимости строительно-монтажных работ (Исмр) разработан с учётом положений письма Минрегионразвития от 21.02.2011 № 3757-КК/08.

12.В итоговых значениях локальных сметных расчётов исключить затраты на строительство временных зданий и сооружений, налог на добавленную стоимость, так как данные затраты учитываются в сводном сметном расчёте.

13.В локальных сметах применен неподтвержденный проектом организации работ коэффициент к=1,15 к нормам затрат труда, оплате труда рабочих для стесненных условий. Учесть, что данный коэффициент в сметах применяется при подтверждении стеснённых условий в проекте организации строительства в соответствии с п.2 примечания 1, таблицы 1, приложения № 1 МДС 81-35.2004.

14.Доукомплектовать состав проектной документации ведомостью объемов работ. Ведомость объемов работ, на основании которой составлена сметная документация, привести в соответствие с п.4.1.8 ГОСТ Р 21.1101-2009, отразив на первом листе список исполнителей, в котором в порядке, установленном для титульного листа указываются должности, инициалы и фамилии лиц, принимавших участие в разработке, контроле и согласовании с подписями и датами подписания. Основание: п.4.1.8 ГОСТ Р 21.1101-2009; п.4.1 МДС 81-35.2004; разъяснение от 18.05.2010 ФГУ «Главгосэкспертиза России». Ведомости объемов работ являются частью проекта и включаются в соответствующие разделы проектной документации.

15.Стоимость технологического оборудования учесть в строгой последовательности, указанной в спецификации с группировкой в разделы по залам и помещениям и с указанием итогов по этим разделам.

16.Для подтверждения затрат в сметах на пусконаладочные работы следует представить ведомости объемов на ПНР. Ведомости объемов на пусконаладочные работы выполнить на основании данных спецификаций, паспортов на оборудование и СНиП 3.05.05-84, 3.05.07-85, 3.05.06-85. Локальные сметы в соответствии с согласованными объемами работ следует выполнить по сборникам ТЕРп-2001.

17.Для объектов, финансирование которых ведется с привлечением средств федерального бюджета, следует применять Федеральный сборник сметных цен на перевозки грузов, Так как до настоящего времени не разработан и не утвержден переработанный Территориальный сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений для Краснодарского края.

18.В ценообразовании стоимости материалов и оборудования, принятой по прайс-листам следует применять единый индекс СМР и оборудования, принятый в итоге смет для пересчета из базисного уровня цен 2001 года в текущий уровень цен. Основание: Вестник ценообразования и сметного нормирования № 1 (118).

19.В локальных сметах неправомерно изменены показатели стоимости расценок (например: смета № _____ пп. ____). При составлении сметной документации «все необходимые показатели из ТЕР переносятся в сметы без изменений, а при необходимости внесения изменений - со ссылкой на соответствующие пункты технических частей сборников ТЕР, и Указаний по применению ТЕР». То есть, исключение и замену марок материалов согласно проекту следует выполнить отдельными строками со знаком «минус» с указанием обоснований цен по графе № 2 локальных смет, что исключит двойной счёт количества ресурса в ресурсной ведомости (п.5.6.МДС 81-36.2004).

20.В локальных сметных расчетах в текущем уровне цен, при применении коэффициентов к нормативам накладных расходов К=0,85 и сметной прибыли К=0,8 округление нормативов должно производится до целых чисел (письмо Министерства регионального развития РФ от 01.03.2011 №4391-КК/08).

21.Для пересчета сметной стоимости строительно-монтажных работ из базисного уровня цен 2001 года в текущий уровень цен, для строек осуществляемых за счет средств краевого бюджета, следует использовать индексы утвержденные департаментом строительства Краснодарского края (письмо Госстроя России от 11.09.2003 № НК-5636/10 п.2.1). Для строек осуществляемых за счет средств Федерального бюджета, следует использовать федеральные индексы, сообщаемые Минрегионом (письмо Минрегиона от 23.04.2010 № 16233-ИП/08 абз.10).

22.Для подтверждения сметных расчетов по объектам-аналогам следует представлять:

а) задания специалистов по видам работ по каждому разделу проектной документации (архитектурные решения, конструктивные и объемно-планировочные решения, систем электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, отопления, вентиляции и т. д.), в которых указано описание аналогов, обеспечивающих максимальное соответствие характеристик проектируемого объекта по функциональному назначению и конструктивным решениям, согласованные главным инженером проекта с указанием должности, фамилии и подписи, заверенной печатью (задания специалистов по выбору объекта-аналога следует включать в соответствующий том проектной документации, а не в том сметной документации).

б) таблицу сравнительных характеристик при привязке проектов-аналогов к объекту предполагаемого капитального строительства. Единица измерения, к которой приводится стоимость объекта-аналога, должна наиболее достоверно отражать конструктивные и объемно-планировочные особенности объекта (1м3 объема, 1м2 общей площади зданий и сооружений, 1м протяженности сетей и т.п.).

в) копию положительного заключения государственной экспертизы объекта-аналога.

г) копию сводного сметного расчета объекта-аналога.

д) объектный сметный расчет объекта-аналога.

е) локальные сметные расчеты по линейным сооружениям.