Согласно п. 18 «Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2130, срок действия технических условий устанавливается не менее чем на 3 года, а при комплексном развитии территории - не менее чем на 5 лет, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае если в течение 12 календарных месяцев (при комплексном развитии территории в течение 36 календарных месяцев) со дня выдачи технических условий заявителем не будет подано заявление о подключении, срок действия технических условий прекращается. В случае заключения договора о подключении технические условия, являющиеся приложением к такому договору, действуют до окончания срока действия такого договора. Таким образом для прохождения экспертизы, требуется получение новых технических условий или предоставление оформленного в установленном законом порядке договора о подключении. Технические условия должны быть действительны на момент выдачи положительного заключения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» сточные воды - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод. Содержание проектной документации регламентировано Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87 (далее Положение). Согласно п. 18 «б» Положения в текстовой части тома должны быть представлены сведения о концентрациях загрязнений сточных вод.
Показатели качества сточных вод, допустимые к сбросу, регламентированы приложением 5 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее Правила). Согласно ч. 2 ст. 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Для того чтобы узнать с какими показателями качества сточных вод допустимо отводить стоки в сеть коммунальной канализации в данном населенном пункте (при отсутствии данных сведений в технических условиях), необходимо обратиться в ресурсоснабжающую организацию за предоставлением данных сведений. В случае если расчетные показатели качества сточных вод объекта превышают допустимые к сбросу, но их суточный объем не превышает 30 куб.м, согласно п. 167 Правил требования к составу сточных вод не устанавливаются (за исключением перечня абонентов, определенных данным пунктом). В случае если расчетные показатели качества сточных вод объекта превышают допустимые к сбросу и их суточный объем превышает 30 куб.м, необходимость устройства локального очистного сооружения перед сбросом в сеть коммунальной канализации должна определяться требованиями заказчика, так как согласно п. 114 Правил в процессе эксплуатации объекта организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, и абонент вправе (но не обязана) заключить договор водоотведения, предусматривающий прием сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций. Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения при сбросе сточных вод будет определяться соглашением сторон.
Согласно п. 4.9 СП 31.13330.2021 « Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» при водоподготовке, транспортировании и хранении воды, используемой на хозяйственно-питьевые нужды, следует учитывать Методические указания МУ 2.1.4.2898-11 и применять продукцию (запорную и регулирующую арматуру, трубы, оборудование, фасонные части и т.д.), реагенты, внутренние антикоррозионные покрытия и прочие, контактирующие с обрабатываемой водой материалы, с областью применения "для питьевой воды" или "для водоснабжения".
Согласно ст. 13 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" производство, применение (использование) и реализация населению новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых) осуществляются при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых при проведение экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий регламентирован разделом III Исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.12.2021 № 2490.
В случае установки лесов высотой свыше 16 м нормы 08-07-001-04 и 08-07-001-05 применяются на всю площадь вертикальной проекции с коэффициентом, равным количеству ярусов лесов высотой 4 метра свыше 16 метров, коэффициент определяется на основании расчета и округляется до большего целого числа.
Пример: определим расчет объема наружных лесов длиной 100 м, высотой 28 м.
В соответствии с пунктом 1.8.13 раздела «I. Общие положения» сборника 8 «Конструкции из кирпича и блоков» (далее – Сборник 8) ГЭСН предусмотрена установка, перестановка и разборка подмостей для кладки стен высотой до 4 м. При кладке отдельно стоящих стен, заполнений каркасов и фахверков и кладке подпорных стен высотой более 4 м, а также стен и перегородок зданий с этажами высотой более 4 м затраты на устройство лесов следует определять дополнительно по нормам табл. 08-07-001, 08-07-002.
На основании пункта 2.8.27 раздела «II. Исчисление объемов работ» Сборника 8 объем работ по установке и разборке наружных инвентарных лесов для норм таблиц 08-07-001 исчисляется по площади вертикальной проекции их на фасад здания.
В случае установки лесов высотой свыше 16 м нормы 08-07-001-04 и 08-07-001-05 применяются на всю площадь вертикальной проекции с коэффициентом, равным количеству ярусов лесов высотой 4 метра свыше 16 метров, коэффициент определяется на основании расчета и округляется до большего целого числа.
Таким образом, нормой 08-07-001-02 предусмотрена установка и разборка наружных инвентарных лесов высотой до 16 м. На каждые последующие 4 м высоты наружных инвентарных лесов необходимо добавлять норму 08-07-001-04 с коэффициентом, рассчитанным по формуле: (28-16)/4=3. Объем работ по обеим нормам исчисляется на всю площадь вертикальной проекции на фасад здания.
Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (с изменениями и дополнениями от 05.06.2013, 26.08.2013, 17.05.2016, 21.12.2018, далее - Правила) установлены особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон.
Согласно пп.д) приложения к Правилам охранная зона вокруг подстанции устанавливается "в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте наивысшей точки подстанции), ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими от всех сторон ограждения подстанции по периметру на расстоянии, указанном в подпункте "а" настоящего документа, применительно к высшему классу напряжения подстанции".
В соответствии с пп.а) приложения к Правилам при проектном номинальном классе напряжения 1-20 кВ расстояние установлено (в метрах) "10 (5 - для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов)".
Таким образом, при высшем классе напряжения подстанции 10 кВ расстояние от ограждения (внешней плоскости стен) подстанции по периметру до границы охранной зоны составит 10 метров, не зависимо от типа ввода в ТП-10/0,4 (голым проводом, изолированным проводом, кабелем).
ж_3) сведения о показателях энергетической эффективности объекта капитального строительства, в том числе о показателях, характеризующих годовую удельную величину расхода электроэнергии в объекте капитального строительства;
ж_4) сведения о нормируемых показателях удельных годовых расходов электроэнергии и максимально допустимых величинах отклонений от таких нормируемых показателей (за исключением зданий, строений, сооружений, на которые требования энергетической эффективности не распространяются)?
На основании каких документов выполнить данные расчеты?
В соответствии с п.16 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, с изм. от 27.05.2022) "Подраздел "Система электроснабжения" раздела 5 содержит: в текстовой части "…
ж_3) сведения о показателях энергетической эффективности объекта капитального строительства, в том числе о показателях, характеризующих годовую удельную величину расхода электроэнергии в объекте капитального строительства;
ж_4) сведения о нормируемых показателях удельных годовых расходов электроэнергии и максимально допустимых величинах отклонений от таких нормируемых показателей (за исключением зданий, строений, сооружений, на которые требования энергетической эффективности не распространяются); …".
Расчеты показателей энергетической эффективности объекта, в том числе годовой удельный расход электроэнергии и максимально допустимые величины отклонений, ведутся на основании технологической части проекта и согласно положений:
- ГОСТ Р 54964-2012 "Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости" (утв. приказом Росстандарта от 30.08.2012 N 257-ст);
- Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов (утв. приказом Минстроя РФ от 06.06.2016 N 399/пр, зарег. в Минюсте РФ 08.08.2016, рег. N 43169);
- Указаний по расчету электрических нагрузок (РТМ 36.18.32.4-92, утв. ВНИПИ Тяжпромэлектропроект 30.07.1992 N 359-92);
- раздел 7 №Расчетные электрические нагрузки» « СП 256.1325800.2016 «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа (с Изменениями N 1-5);
- раздел 7 «Искусственное освещение» СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95* (с Изменениями N 1, 2)»
Сведения указываются в разделах проектной документации Шифров "ИОС1".
В соответствии с требованиями п. 7.3* СП 62.13330.2011 « Внутренние газопроводы природного газа и СУГ рекомендуется выполнять с учетом требований нормативных документов, указанных в 7.1, из металлических труб (стальных и медных), а для газопроводов природного газа - из многослойных полимерных труб, включающих в себя, в том числе, один металлический слой (металлополимерных). Применение медных труб для сетей газопотребления многоквартирных жилых зданий, домов жилых одноквартирных и общественных зданий и многослойных металлополимерных труб для сетей газопотребления домов жилых одноквартирных допускается для внутренних газопроводов низкого давления»
Согласно п. 7.5 СП 62.13330.2011 Прокладку газопроводов рекомендуется производить открытой или скрытой в штрабе. В производственных помещениях допускается скрытая прокладка газопроводов в полу монолитной конструкции с последующей заделкой труб цементным раствором или в каналах полов, засыпанных песком и закрытых плитами. При скрытой прокладке стальных и медных труб необходимо обеспечить вентиляцию штрабы и доступ к газопроводу в процессе эксплуатации. Скрытая прокладка газопроводов из многослойных металлополимерных труб может производиться с последующей штукатуркой стен. Трубы в штрабе рекомендуется прокладывать монолитно или свободно (при условии принятия мер по уплотнению штрабы). В местах пересечения строительных конструкций зданий газопроводы рекомендуется прокладывать в футлярах. Скрытая прокладка газовых шлангов и газопроводов СУГ не допускается.
Согласно п. 9 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 870 сети газораспределения и газопотребления идентифицируются по следующим существенным признакам, рассматриваемым исключительно в совокупности:
а) назначение (сеть газораспределения или сеть газопротребления);
б) состав объектов, входящих в сети газораспределения и газопотребления (п. 7 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 870);
в) давление природного газа (таблица 1 СП 62.13330.2011).
В зависимости от даты подписания задания на проектирование.
до 31.08.2022 - Раздел 5 Подраздел «Технологические решения» пп. 22 «п(1)», «п(2)» «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (ред. от 21.12.2020);
С 01.09.2022 - Раздел 10 Подраздел «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства»
пп. 26(1) «к», «л», «м» «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (ред. от 27.05.2022).
1 этап: Строительство отдельно стоящего блока на 300 мест с переходной галереей.
2 этап: Реконструкция существующего здания (по отдельному договору).
В соответствии с частью 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ - «реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов».
В данном случае ведётся проектирование на территории действующей школы нового блока с переходной галереей в существующее здание, вследствие этого меняются параметры объекта капитального строительства, расширение объекта капитального строительства, технико-экономические показатели всей школы (вместимость школы, площадь застройки и т.д.).
С учётом выше изложенного, по мнению ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза», предусмотренные в проекте виды работ относятся к реконструкции всего объекта, в тоже время, виды работ по 1 этапу относятся к наименованию «строительство».
В соответствии с пунктом 6.4.2 СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций», стоянка автомобилей для персонала проектируется за границами участка в соответствии с требованиями СП 113.13330, СП 3.13130, СП 59.13330, СП 2.4.3648, СанПиН 2.1.3684, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200. Рядом с границами участка рекомендуется предусматривать места для кратковременной остановки автотранспорта родителей, привозящих детей в школу. Количество указанных мест определяется по заданию на проектирование, рекомендуется принимать одно место на 100 обучающихся, в том числе не менее одного увеличенного места для МГН.
В соответствии с пунктом 3.4.1 СП 2.4.3648.20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», на собственной территории организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - общеобразовательные организации), выделяются зоны отдыха, физкультурно-спортивная зона и хозяйственная зона. Для маломобильных групп населения оборудуется парковочная зона.
По мнению ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза», с учетом выше изложенного и с учетом того, что санитарные нормативы (СП 2.4.3648.20) приравниваются к федеральному закону, то на собственной территории образовательных организаций можно предусматривать для маломобильных групп населения парковочные места.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2022 г. N 603 «О случаях и порядке выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, а также выдачи необходимых для этих целей градостроительных планов земельных участков», выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами (далее - объект капитального строительства), на двух и более земельных участках и градостроительных планов таких земельных участков может осуществляться в соответствии совокупности следующих условий:
указанные земельные участки являются смежными;
указанные земельные участки принадлежат одному лицу на праве собственности, и (или) на праве постоянного (бессрочного) пользования, и (или) на праве пожизненного наследуемого владения, и (или) на праве безвозмездного пользования и (или) находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены одному лицу на праве аренды для целей строительства объекта капитального строительства;
указанные земельные участки имеют одинаковый вид разрешенного использования земельного участка, допускающий размещение объекта капитального строительства.
Разница в названии объекта «Плавательный бассейн на 4 дорожки» и «Плавательный бассейн на 4 дорожки». Корректировка», заключается только в слове «корректировка» (вынесенного за скобки основного названия), как процедура внесения изменений в сметную документацию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 №1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Основные признаки идентификации объекта прописаны в статье 4 Федерального закона №384-ФЗ от 30.12.2009. Основа идентичности – это узнаваемость через его персональное отображение.
По мнению ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза», рассматриваемые названия объекта являются идентичными с разностью в том, что при корректировке вносятся изменения не кардинально влияющие на идентификацию данного объекта, т.е. с сохранением назначения объекта, ТЕПов, технологии, физических объёмов работ.
В соответствии с требованиями п. 2.1 СП 131.13330. 2020 « Строительная климатология» в случае отсутствия в таблицах данных для района строительства значения климатических параметров допускается принимать равными значениям климатических параметров ближайшего к нему пункта, приведенного в таблице и расположенного в местности с аналогичными условиями. Для пунктов, не указанных в таблицах, расположенных в прибрежных районах морей и крупных водохранилищ и в местности с абсолютной отметкой более 500 м, а также удаленных от метеостанции более чем на 100 км, климатические данные следует определять на основании данных территориальных управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федерального агентства по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
При наличии в проектной документации раздела ИГМИ, климатические параметры принимаются по разделу ИГМИ.
Перечень климатических данных принимается по п.10.1 СП 131.13330.2020.
В соответствии с требованиями п.7.1 СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности" обособленное применение систем приточной противодымной вентиляции без устройства соответствующих систем вытяжной противодымной вентиляции не допускается. Устройство подачи наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции в помещения безопасных зон на этаже с очагом пожара без удаления продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции (в т.ч. с естественным побуждением тяги, если рассматривается помещение одноэтажного здания или верхний этаж многоэтажного здания) не допускается.
Согласно п. 19 «п» «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, следует предоставлять принципиальные схемы систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. На схемах должна быть четкая информация по обслуживаемым помещениям, категориям, с указанием огнезащиты транзитных воздуховодов, установки оборудования, противопожарных клапанов, местам воздухозаборов и выбросов, прокладки трубопроводов, установки регулирующей, балансировочной арматуры и др.
Согласно абзацу 3 пункта 181 Методики № 421/пр при определении сметной стоимости работ (услуг) по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, указанных в подпункте 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ, работы (услуги), не подлежащие налогообложению, включающие в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, в расчет НДС не включаются за исключением сметной стоимости материальных ресурсов, оборудования и эксплуатации машин и механизмов (без учета оплаты труда машинистов).
Указанные суммы НДС предназначены для возмещения затрат подрядных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг.
Таким образом, согласно пункту 181 Методики № 421/пр в расчет НДС включается сметная стоимость материальных ресурсов, оборудования и эксплуатации машин и механизмов (без учета оплаты труда машинистов). Указания о начислении лимитированных затрат на сметную стоимость таких материальных ресурсов, оборудования и эксплуатации машин и механизмов Методикой № 421/пр не предусмотрены.